Проблемы во взаимоотношениях между детьми (явление, само по себе вполне объяснимое и понятное) часто имеют продолжение – реакцию взрослого человека. И в том, какое это будет иметь продолжение, и заключается итог: будет ли ссора полезным жизненным уроком или закрепит в сознании ребенка неправильные представления о человеческих взаимоотношениях. А потому мы должны выяснить каковы причины конфликтов между детьми.
Причины конфликтов между детьми.
Причина
- Как причины конфликтов между детьми, так и особенности их развития и завершения зависят, прежде всего, от возраста ребенка. Малыши в два или три года ссорятся очень часто просто из-за неумения правильно относится к другим детям. Да, они еще многого не умеют и не знают!
Распространенный пример: карапуз взял чужую вещь, не имея представления о самой идее «свой — чужой».
- Дети более старшего возраста, уже имея представления о некоторых принципах человеческих взаимоотношений, тем не менее, ссорятся из-за того, что кто то нарушает установленные правила игры, из-за своей роли в игровом процессе и т. д.
- Причины конфликтов между детьми у подростков еще более многообразны. И все эти разнообразнейшие ситуации объединяет то что, ссора, как и многое в жизни ребенка – это своеобразный учебный плацдарм, на котором маленький человек постигает науку общения. И роль взрослого здесь та же, что и в других сложных ситуациях жизни: родитель или педагог должен «вводить» маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Попросту – научить правильно общаться с другими людьми. И вот здесь начинаются главные проблемы.
Взрослые (особенно часто этим грешат родители) часто выбирают один из нежелательных способов реагировать на возникающее между детьми недоразумение. Это может быть мнение:
- Хорошие дети не ссорятся.
- Учить отстаивать свои интересы любой ценой.
- Сами разберутся, что там может быть серьезного.
Любой из этих взглядов на конфликтную ситуацию детей ни к чему хорошему не приведет.
Следствие
- Первый вариант отражает позицию: дети должны быть послушны и не причинять хлопот. Ребенку внушается мысль, что он должен соответствовать неким идеальным представлениям, какие бы события не происходили в его жизни. Соответствовать надуманному идеалу невозможно, поэтому ребенок нервничает, пытается заменить неумение разумно общаться с другими навешиванием ярлыков: я хороший, а они – плохие.
- Иногда во главу угла ставится позиция: мои интересы всегда должны быть превыше всего. Умения выстраивать взаимоотношения между людьми у ребенка совершенно точно не возникнет. Скорее в этом случае можно ждать неумения слушать собеседника, выходить из конфликта с позитивным результатом, выстраивать взаимоотношения.
- И уж точно не стоит отмахиваться от детских проблем как от «глупых» или «несерьезных». Зачастую в основе трудных ситуаций лежат мотивы, которыми руководствуются и взрослые в различных обстоятельствах. Здесь можно встретить ревность, жадность и стремление доминировать. А маленький человек еще не умеет разбираться в своих чувствах, не знает, как выйти из проблемной ситуации наиболее удачным образом.
Решение
Конфликты между детьми – это своеобразная школа, где взрослый может научить ребенка разумным и конструктивным методам взаимодействия. Помогая малышу или подростку преодолеть проблемную ситуацию, необходимо:
• Обсудить действия, совершенные во время ссоры.
• Обрисовать неизбежные последствия подобных действий.
• Предложить конструктивные варианты развития событий.
Недопустим перевод конфликта детей в «противостояние» между взрослыми, когда каждый родитель отстаивает правоту именно своего чада. Это усугубляет проблему, и препятствует возможности подрастающего человека научиться достойно решать сложные проблемы взаимоотношений.
Станьте первым!