Когда ребенок маленький, для развлечения и нормального развития ему хватает игрушек: пирамидок, мишек, солдатиков и машинок. По мере взросления маленький непоседа начинает познавать окружающий мир, ему интересно все на свете, и он готов тысячу раз на день задавать окружающим и родителям вопросы о том, почему происходит так, а не иначе, как устроен такой-то механизм, в чем суть многих природных явлений. И порой взрослые, даже самые умные не всегда могут найти ответы на интересующие ребенка вопросы.
Когда ребенок подрастает, то ему становится неинтересно вечно собирать конструктор и играть в машинки. А тем не менее, родителям хочется провести с ним время. Многие родители понимают, что постоянно ходить с ребенком в кафе и развлекательные центры накладно в финансовом плане, да и не несет никакой пользы для его развития. А чем можно заняться с ним дома? Просто беседовать и читать книжки через несколько дней может наскучить. Чем разнообразить свой досуг и досуг ребенка?
Можно выбрать произвольно любое число или день недели и устроить день Химика, Волшебника или Великого Фокусника. Назвать можно как угодно, но суть от этого не меняется. Конечно, для проведения таких мероприятий нужны очень смелые и экстраординарные родители, не всякий на такое пойдет. Намного проще купить ребенку очередную компьютерную игру или компакт-диск с мультфильмами про Человека-Паука или Барби. Но если заняться с ребенком настоящей наукой, пусть и в упрощенном виде, то вполне возможно, это привьет в дальнейшем ребенку интерес к химии в школе, а ведь химия – сложнейшая наука, далеко не многие ученики с ней дружат. Да и просто ребенок будет гордиться своими родителями, и говорить своим приятелям о том, какие крутые у него «предки».
Зубная паста для слона
Для забав с ребенком можно использовать следующие виды игры «в науку»:
Зубная паста для слона. Проводить такой опыт лучше всего на даче или в загородом доме, так как в городской благоустроенной квартире можно повредить дорогостоящие обои, мебель или просто ценные вещи. Этот опыт абсолютно безвреден, пена, которая получится в ходе него тоже абсолютно безопасна, только если у ребенка нет аллергии на мыло. Так что после эксперимента ее можно трогать руками без опасения. Для проведения данного эксперимента понадобятся:
- Пластиковый поднос.
- Коробка или противень. Будет служить для удобства и для того, чтоб емкость не «убежала».
- Дрожжи.
- Жидкое мыло, гель для душа или средство для мытья посуды.
- 6 или 8% раствор перекиси водорода (не нужно брать растворы меньшей концентрации, иначе эксперимент может не состояться)
- Пищевой краситель яркого цвета (синий, красный, оранжевый)
- Бутылка из под газированной воды, большая колба или другая емкость с довольно узким горлышком. Банка для консервирования не подойдет.
Теперь переходим непосредственно к самому опыту.
- Бутылку нужно поставить на поднос.
- В отдельной посуде, для этого подойдет маленькая мисочка, кружка или стакан нужно смешать две столовые ложки теплой воды и одну столовую ложку дрожжей, тщательно перемешать.
- В бутылке смешать полстакана перекиси водорода, немного жидкого мыла и несколько капель пищевого красителя (для красоты). Если такой эксперимент проводится с ребенком, то можно для того, чтоб он почувствовал себя настоящим ученым предложить надеть халат, специальные защитные очки и перчатки, но это не обязательно.
- Затем дать команду приготовиться и по команде в бутылку вылить смесь дрожжей.
- Наблюдать восторг и радость ребенка.
После проведения эксперимента появляется отличная возможность обсудить с ребенком увиденное, предложить порассуждать о том, как изменилась бы реакция, если бы было добавлено больше или меньше некоторых ингредиентов, предложить потрогать получившуюся пену. Так же можно обсудить с ребенком и то, почему именно так называется эксперимент, «Зубная паста для слона».
Ребенок должен догадаться и объяснить родителю, что у слона очень большая голова, значит и зубы очень большие, поэтому для того, чтоб их почистить, потребуется много зубной пасты, примерно столько же, сколько ее получилось в ходе эксперимента.
Если же эксперимент проводится с детьми уже более старшего возраста, со школьниками, которые уже изучают химию (им тоже будет интересен этот опыт, не стоит даже сомневаться), то после эксперимента можно объяснить ребенку, почему произошла такая реакция.
Происходит реакция распада, выделяется вода и кислород, дорожи выступают в роли катализатора, то есть ускоряют процесс реакции, мыло увеличивает количество пузырей и пены, а краситель окрашивает их в разные цвета.
После проведения такого эксперимента можно предоставить ребенку второй раз провести этот опят самостоятельно, чтоб уже он сам управлял ходом эксперимента. И не страшно, если ребенок в чем-то ошибется или что-то перепутает. Он только начинает познавать этот мир, а учиться хорошо получается только на ошибках. Притом, такая ошибка может стать хорошим поводом обсудить это, предположить и своими глазами увидеть, как может развиваться или не развиваться эксперимент, если перепутать или неправильно смешать ингредиенты. Главное, позволить ребенку все делать самостоятельно, не вмешиваясь. Это отличный способ ненавязчиво продемонстрировать, насколько интересными и увлекательными науками являются физика и химия.
И тогда он пойдет в школу с твердой уверенностью, что это так и никак иначе. Ведь чем в основном занимаются дети в школах на физике и химии? Решают скучные задачки и уравнения. А это может запросто отбить всякий интерес к этим замечательным и занимательным наукам.
Станьте первым!