Самое раннее знакомство с геометрией у крохи практически бессознательное, и он еще не может понять, что связано это с соображениями безопасности. Все его игрушки-погремушки (и даже книжки-малышки), прорезыватели для зубов, бутылочки и поильники имеют округлую форму, чтобы кроха не поранился. Кстати, по наблюдению психологов любимой геометрической фигурой у маленьких детей является как раз круг. Возможно, потому, что он рисуется проще остальных фигур, а может, потому, что для детского подсознания ассоциируется с целостностью и защищенностью. В более позднем возрасте изучение геометрических фигур ребенком продолжается посредством познания окружающей среды: он замечает, что у коляски круглые колеса, стол на кухне квадратный, ковер овальный, а дверь прямоугольная.
Геометрия для малышей.
Хотите, чтобы кроха быстрее запомнил названия геометрических фигур? Заинтересуйте его! Например, сделайте небольшую «горку», прислонив книгу к стене. Маленький шарик скатится с нее, а кубик — нет. Почему? Объясните: потому что шарик круглый, а у кубика есть углы. Обращайте внимания на форму всех предметов, которые видит ребенок, и к 3-4 годам маленький математик будет уверенно отличать круг от квадрата, а треугольник от прямоугольника. Следующий этап — знакомство с объемными фигурами (шар. кубик, цилиндр, конус). К пяти годам, как правило, дошкольник уже довольно хорошо ориентируется в геометрическом материале: не только называет форму предмета правильно, но и отличает куб от квадрата, шар от круга. Геометрия для малыша усваивается лучше если ведется как «Геометрическая» игра.
Геометрические игры.
Игра-Строим дом.
Для нее вам потребуется геометрическая мозаика или конструктор. Ваша задача — построить дом для любимой игрушки. Спросите у малыша, из каких фигур можно построить дом. Начинайте строить, попутно объясняя, что дом квадратный, крыша треугольная, а окошко можно сделать как прямоугольное, так и круглое. Какого цвета будет дом, крыша, окошко? Какая фигура будет вверху, а какая — внизу? Предложите рядом с домом посадить дерево (цветок). Пусть кроха ответит, с какой стороны оно вырастет (справа или слева). Это упражнение позволяет удачно комбинировать работу с геометрическими фигурами, с цветом и пространством.
Игра-Я волшебник.
Для игры потребуется альбом или бумага для рисования, цветные карандаши. Рисуем круг, приговаривая: «Если только захочу, круг я в солнце превращу!» Скажите малышу, что он — волшебник и должен превратить круг в солнышко с помощью волшебного карандаша (дорисовывать лучи). Таким же способом «работаем» с квадратом: «Если только захочу, квадрат в машину превращу!»). По порядку можно обыгрывать все геометрические фигуры, закрепляя представления о них и одновременно развивая воображение
Станьте первым!